Итоговое сочинение 11кл

         СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

Традиционно, сочинение проходит в первую среду декабря. В этом году оно состоится 3 декабря  последнего месяца года. Дополнительные этапы пройдут:

  • 4 февраля. Написать работу смогут те, кто не присутствовал по уважительному поводу или провалил сочинение.
  • 8 апреля  Еще один резервный день для пересдачи.

Напомним, что без итогов этой работы школьников не допустят до сдачи госэкзаменов. Испытание считается пройденным, если подросток получил «зачет». Главными критериями оценивания являются: соответствие заявленной теме и аргументация мнения выпускника с использованием литературных произведений.

Учащиеся пишут итоговое сочинение в том учебном заведении, в котором обучаются. На выполнение всей работы подросткам отводится 235 минут. Молодые люди, имеющие ограничения в состоянии здоровья, могут заменить сочинение на изложение.

В подраздел 3.3. «Искусство и человек» раздела 3 «Природа и культура в жизни человека» будут включены литературные темы (примеры новых формулировок даны ниже).

→ Разделы и подразделы: 1ИС.pdf
→ Комментарии к разделам: 2ИС.pdf
→ Образец комплекта тем 2025-2026 учебного года: 3ИС.pdf
→ Критерии оценивания итогового сочинения: 4ИС.pdf / открыть на отдельной странице.
→ Примеры новых формулировок литературных тем: 5ИС.pdf

→ Все темы итогового сочинения с 2014 года.
→ Материалы для подготовки.
→ Образцы бланков.

Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комментарии к разделам

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Образец комплекта тем

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.

128. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
230. Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других?
323. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
425. Событие отечественной истории, запечатлённое в искусстве.
504. В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
605. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?

Примеры новых формулировок литературных тем для итогового сочинения

По поручению Совета по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России разработаны новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения.

Примеры новых формулировок литературных тем приведены ниже.

1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?

2. И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?

3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объём сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.
 

Список итоговых тем будет включать по две темы из каждого упомянутого блока. Итого выпускники смогут выбирать из 6 предложенных тем.
 

Сочинения будут оцениваться в формате "зачет"-"незачет" по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и толковые словари. Также участники не имеют права пользоваться текстами литературных источников. Нарушившие данные правила участники удаляются с итогового сочинения.
Учащиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки. 
С результатами итогового сочинения (изложения) выпускники текущего года, экстерны могут ознакомиться в образовательных организациях, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Срок действия сочинения:

  • как условие допуска к ГИА - бессрочно
  • для предоставления в ВУЗ - 4 года.

Если несколько раз выпускник писал сочинение - действительно последнее. 
В дополнительные сроки допускаются к написанию:

  • получившие неудовлетворительный результат ("незачет");
  • удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований Порядка проведения ГИА;
  • не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Оно проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Изложение вправе выбрать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Итоговое сочинение пишется в формате рассуждения. Школьник отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и доказывает ее, приводя примеры из литературных произведений.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям (https://4ege.ru/sochinenie/60212-kriterii-ocenivanija-itogovogo-sochinen...).
Требование №1. «Объём итогового сочинения».
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по 5 критериям:
1) «Соответствие теме»;
2) «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3) «Композиция и логика рассуждения»;
4) «Качество письменной речи»;
5) «Грамотность».
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». «Незачёт» по первым 2-м критериям автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом. А чтобы получить зачет по «аргументации», обучающийся должен привязать свой текст к литературному произведению.
По сути, это экзамен, и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. И понятно, что темы сочинений ежегодно меняются.
Срок действия итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации является бессрочным.
Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен 4 года, следующих за годом получения такого результата.

  •